Страничка старшего воспитателя

 

 

Ясельная группа

 

Консультация для родителей

     Кому из нас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам», - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить или умывать его. Взрослые спешат прийти на помощь малышу, поскольку им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно. Таким образом, взрослые подрывают у ребенка веру в свои силы, лишают его самостоятельности, забывая, что это - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата воспитываются в процессе приучения детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки. Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования привычки к самообслуживанию.

 

Дети младшего дошкольного возраста должны уметь:

·        мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место;

·        одеваться и раздеваться в определенной последовательности; одежду снимать, надевать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок;

·        замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;

·        своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;

·        пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой;

·        убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.

 

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании:

 

В одевании:

·        вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;

·        индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков и пр.);

·        постоянное место для хранения пижамы;

·        удобная для одевания одежда.

 

В умывании:

·        устойчивая подставка под ноги;

·        постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки;

·        отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2 – 4 части;

·        удобное и доступное место для полотенца.

 

При приеме пищи:

·        стул и стол в соответствии друг с другом и ростом ребенка;

·        небольшого размера столовый прибор (тарелки, чашка, блюдце, ложка, к 4 годам вилка);

·        на доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.

 

Методы и приемы воспитания у детей навыков самообслуживания:

  • показ способа выполнения тех или иных действий;
  • личный пример родителей и других членов семьи;
  • объяснение рациональности тех или иных действий;
  • использование вопросов, направляющих внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом;
  • учет имеющегося опыта детей и их возрастных возможностей, соблюдение последовательности в обучении, постепенное усложнение требований;
  • обучение умению доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно, четкость и постоянство требований;
  • использование игр для закрепления навыков самообслуживания;
  • использование литературных произведений и фольклора;
  • поощрение попыток детей выполнять те или иные действия самостоятельно.

Почитайте детям!

·        К. Чуковский «Мойдодыр» 

·        А. Барто «Девочка чумазая»

·        З. Александрова «Что взяла, клади на место»

·        Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»

·        И. Муравейка «Я сама»

·        С. Капутикян «Кто скорее допьет»

·        Я. Аким «Неумейка» 

·        Л. Воронкова «Маша-растеряша» и др.

 

И. Муравейка  «Я сама!»

  • Давай будем одеваться…

  •  Я сама! Я сама!

  • Пойдем, будем умываться…

  • Я сама! Я сама!

  • Ну идем хоть причешу я…

  •    Я сама! Я сама!

  • Ну давай хоть накормлю я…

  •  Я сама! Я сама!

     Таким образом, дома необходимо создать условия, способствующие развитию самостоятельности ребенка в процессе самообслуживания, вызвать его интерес к этому виду деятельности и всячески поддерживать его начинания, проявляя терпение, веря в его силы. И тогда результаты не заставят себя ждать!

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»